Семинар на тему Применение системы управление товарными запасами Stocks Manager PRO
26-28 августа 2017 г. совместно с консультантом и бизнес-тренером Гульфирой Крок были проведены семинары по Управлению в рознице. Одной из рассматриваемых тем было "Применение системы управление товарными запасами Stocks Manager Pro". Во время семинара рассмотрели следующие вопросы:
Архитектура и описание функционала системы Stocks Manager PRO
- Требования к системе автоматизации управления товарными запасами
- Понятие скорости продаж, важность учета скорости продаж при прогнозировании спроса
- Анализ продаж и оборачиваемости товара на примере отчета «Оборачиваемость по ТТ»
Распределение товаров со склада по магазинам
- Принципы распределения товара
- Автоматизированное распределение товаров
- Визуальная форма управления остатками
Ротация товаров между магазинами и расчет заказов поставщикам
- Расчет объема возвратов товаров из магазинов на склад и перераспределение товаров между магазинами
- Автоматизированный расчет заказов товаров поставщикам
- Аналитика по продажам артикулов: работа с заказами поставщикам, работа с новинками, выделение неликвидов и т.п.
Комплексное годовое планирование по цепочке Продажи-Остатки-Закупки
- Планирование продаж с учетом сезонности и изменения количества салонов
- Нормирование оборачиваемости и планирование товарных запасов
- Планирование объемов поступления товара и заказов поставщикам
Требования к системе автоматизации управления товарными запасами:
- Возможность проведения аналитики по продажам, остаткам, оборачиваемости
- Применение различных моделей прогнозирования спроса
- Автоматический расчет распределения товара по магазинам
- Автоматический расчет возвратов на склад, перераспределения товаров между магазинами
- Автоматический расчет заказов поставщикам
- Наглядность и возможность проверки результатов расчета
- Учет нюансов ювелирного бизнеса:
- Сезонность бизнеса
- Комплектность товара
- Наличие размеров
- Аналоги
- Учет вместимости магазинов
Рассмотрели сезонность спроса в ювелирной рознице: сделали расчеты на конкретных примерах, построили графики, проанализировали их.
Подробно изучили расчет оборачиваемости: в процентах в месяц, в днях, в количестве оборотов в год; вывели соотношения между показателями.
Акцентироволи внимание на важные моменты:
- средний товарный запас лучше брать среднедневной
- продажи и остатки можно считать в количестве, весе, себестоимости, розничных ценах
- для оценки наполнения торговых точек отдельно вычисляется оборачиваемость по ним (складской остаток не учитывается)
- более точно в качестве N брать количество дней, когда товар был на остатке на начало дня или по товару было движение за этот день.
Вспомнили определение скорости продаж и расчет.
Скорость продаж – очень важный показатель, так как нивелирует возникающий дефицит и позволяет более объективно оценить потенциал группы или отдельного товара. Скорость продаж рассчитывается по формуле
V = S / N
S – объем продаж за период
N – количество дней, когда товар был на остатке на начало дня или по товару было движение за этот день
Скорость продаж показывает количество штук товара, продающегося в среднем за один день на одной торговой точке
Скорость продаж рассчитывается по каждой торговой точке, после чего производится расчет средней скорости продаж по всем точкам по формуле
AV = (V1 * N1 + … + Vi * Ni) / (N1 + … + Ni)
Vi – скорость продаж на точке i
Ni – количество дней наличия/продаж на точке i
Принципы выделения групп товара, товарные группы и ценовые группы:
- Максимальная детализация с точки зрения конечного покупателя
- Обязательно выделение цвета и пробы металла, вставок по видам камней, видов плетения для цепей и браслетов, брендов, коллекций, полового признака потребителя, основного назначения и т.п.
- Если доля продаж группы составляет более 20% от общих продаж, то рекомендуется провести разбиение данной группы
- Также обязательно выделение ценовых групп – диапазонов розничных цен с учетом всех предоставляемых скидок
Принципы работы с новинками:
- В ювелирной отрасли приемлемым уровнем новинок является 20-30% от общего объема ассортимента
- Заказы по новинкам должны быть сделаны таким образом, чтобы интервал после первого поступления товара до следующего прихода составлял не более 45-60 дней. Если период доставки продукции составляет больше этого периода, то должны быть сделаны «револьверные» заказы на новинки еще до момента поступления первой партии
- При первом поступлении новинок рекомендуется порядка 20%-30% от объема партии оставить на складе для последующей подсортировки торговых точек по продажам
- Для тестирования новинок рекомендуется выбирать лучшие торговые точки и средние места на витринах с точки зрения восприятия покупателей
Оценка эффективности новинок и принципы перевода в актвную товарную матрицу:
- Первые выводы по продажам новинок можно делать уже спустя 2-3 недели после первого поступления товара на торговые точки
- При анализе продаж новинки необходимо сопоставлять с изделиями в той же группе товара
- Если сама группа товара является новинкой, то сопоставление производится с максимально близкими товарными группами
- Эффективность новинок выявляется по трем показателям: оборачиваемость, скорость продаж и доходность с учетом дефицита (произведение скорости продаж на цену и маржинальность изделий)
- Включение товара в активную матрицу, по сути, означает разрешение на заказ данного товара
- Объем заказа новинок должен коррелировать с годовым планом по группам товара
Методы анализа неликвидов:
- Выявление неликвидов необходимо проводить ежемесячно
- Новинки должны постоянно замещать неликвиды. Соответственно, уровень новинок и неликвидов в общем объеме ассортимента должны быть равны
- Неликвиды бывают разных видов:
- Низкая скорость продаж, низкая оборачиваемость (менее 30% от нормативной), наличие на 15-20% торговых точек и более
- Высокая скорость продаж, низкая оборачиваемость, безотносительно к доле наличия на торговых точках
- Низкая скорость продаж, низкая оборачиваемость (менее 30% от нормативной), наличие менее чем на 15% торговых точек
Были даны ремомендации по работе с неликивидами.
Рассмотрели принципы распределения товаров по торговым точкам, алгоритмы распределения, примеры
- Под распределением товара подразумевается планирование отгрузки товаров на торговые точки
- Должны быть единые принципы распределения для всех товаров и торговых точек
- Перед распределением товара должен проводиться анализ оборачиваемости по группам товара и ценовым группам в разрезе торговых точек
- Распределение должно строиться таким образом, чтобы максимально выравнивать разницу в оборачиваемости межу торговыми точками
- Распределение должно учитывать комплектность товара, раскомплекты на торговых точках должны максимально дополняться до целых комплектов
- При наличии товара в достаточном объеме на складе распределение должно выполняться таким образом, чтобы максимально исключить возникновение дефицита на торговых точках
- Если товар показывает хорошую динамику по оборачиваемости, но при этом находится в дефиците, то лучше его распределить на меньшее число точек в большем объеме, чтобы получить наиболее объективные данные по скорости продаж
Подробно изучили основные функции Stocks Manager PRO, ее архитектуру, интерфейс, преимущества:
- Stocks Manager PRO является удобным и наглядным инструментом управления товарными запасами. Система позволяет выполнять следующие действия:
- В простом и наглядном виде проводить анализ продаж, остатков и оборачиваемости по группам товаров и торговым точкам
- Формировать заказ на поставку товаров на основании автоматически рассчитанного прогноза продаж
- Осуществлять оптимальным образом процесс распределения полученных от поставщиков товаров по торговым точкам
- Осуществлять возврат товара с торговых точек на склад и перераспределение товара между торговыми точками
- Проводить комплексное планирование по цепочке продажи-остатки-закупки
- Во всех расчетах применяется уникальная многофакторная математическая модель.
Анализ продаж и оборачиваемости:
Отчет «Оборачиваемость по ТТ» позволяет оценить продажи и оборачиваемость по торговым точкам и группам товара, а также оценить результаты распределения товаров на торговые точки.

Результаты распределения можно проверить в удобной форме отчета.

В Системе реализована форма для визуального просмотра статистики остатков, продаж и управления остатками товаров по торговым точкам. Форма является интерактивной и позволяет просматривать и редактировать результаты распределения товаров.
Предусмотрена возможность перераспределения товара между торговыми точками.
Ведь зачастую возникают ситуации, когда в одном магазине товара постоянно не хватает, но при этом нужный товар лежит в нескольких других магазинах.
Перемещение товара между магазинами нужно делать несколько раз в году: перед новогодним сезоном, сразу после него, и после сезона 8-го марта.
Принципы перемещения товара должны быть едиными с принципами периодической отгрузки товара на магазины. Выстроенный системный подход в этой части может дать существенное сокращение вложений в неликвидные запасы и повышение продаж.
Расчет объемов заказов поставщикам:
Для расчета объемов товара к заказу поставщикам в Системе реализован специальный документ «Расчет заказа поставщику». Документ имеет множество настроек, что позволяет учитывать особенности по различным группам товара.

Расчет размеров в заказе поставщикам
После расчета объема товаров к заказу необходимо выполнить расчет размеров для позиций, имеющих размерные ряды. Расчет выполняется специальной обработкой, которая учитывает доли размеров в продажах, оборачиваемость, продажи и остатки по размерам.

Рассмотрели возможности планирования продаж и закупок в системе Stocks Manager PRO с формулами, расчетами и примерами, а также многое другое.